- Съезды по техническому и профессиональному образованию
- — одна из форм общественно-педагогического движения в России. Состоялось три Всерос. съезда: 1-й (декабрь 1889 - январь 1890), 2-й (декабрь 1895 - январь 1896), 3-й (декабрь 1903 - январь 1904; был закрыт за политические высказывания участников). Проводились по инициативе Постоянной комиссии по техническому образованию при Русском техническом обществе и, прежде всего, А.Г. Неболсина. Руководители секций и участники: Д.С. Зернов, Ф.Ф. Эрисман, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт, Н.Е. Жуковский, И.А. Стебут, А.И. Чупров, И.И. Янжул, Неболсин, М.К. Горбунова-Каблукова, С.А. Владимирский, Д.К. Советкин, В.П. Вахтеров, К.К. Сент- Илер, С.И. Мамонтов, Ю.С. Нечаев- Мальцев, Н.А. Рубакин и др. Съезды сыграли значительную роль в разработке отечественной концепции профессионального образования и трудового воспитания, а также консолидации деятелей русской технической школы. На съездах рассматривались проблемы профессионального (в т.ч. технического, сельскохозяйственного, коммерческого, женского) образования, физического воспитания, ремесленного ученичества и др. Были внесены проекты введения всеобщего начального обучения в России, развития форм внешкольного образования.Вопросы профессионального образования рассматривались также на съезде преподавателей, начальников и правительственных наблюдателей технических железнодорожных училищ (1878), на секции промышленного образования торгово-промышленного съезда в Н. Новгороде (1898), на съезде начальников промышленных училищ (1898), Егорьевском съезде директоров и преподавателей технических училищ Московского учебного округа (1911), совещании деятелей по профессиональному образованию при отделе промышленных училищ МНП (1916) и др.В советский период состоялись 1-й Всерос. съезд по образованию рабочих- подростков (1922), обсудивший проблемы перестройки системы ученичества и создания школы фабрично-заводского ученичества, и Всесоюзный съезд по рабочему образованию (1924), на котором был рассмотрен вопрос о месте профессиональных учебных заведений (школ ФЗУ, профшкол и др.) в системе народного образования РСФСР. Проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов рассматривались на 1-м Всесоюзном совещании по вопросам профессионально-технического образования (1929) при ВСНХ СССР и на всесоюзных совещаниях работников - трудовых резервов (1947), училищ механизации сельского хозяйства (1962), системы профессионально- технического образования (1969, 1972, 1979) и др.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 284-285)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.